Эссе для собственников и директоров хлебозаводов
Почему собственники бизнеса с недоверием относятся к маркетинговым консультантам? Не тем, убеленным сединами лекторам ВУЗов, которые подрабатывают консультантами и пишут далекие от жизни многостраничные отчеты, а реально функционирующим маркетерам, работающим в отрасли и внедряющим прикладные методики?

Потому что, маркетинг из красивого аксессуара превратился в реальный инструмент бизнеса относительно недавно — и достойные уважения профессора не уловили этот момент. К сожалению, сегодня «стандартный» консалтинг – это подготовка отчета с рекомендациями по улучшению ситуации, а кто и как будет их внедрять – большой вопрос. Далеко не все консультанты готовы на себя взять подбор персонала и, глубоко погрузившись в дела предприятия, вместе с коллегами выстраивать новые процессы.

Наша компания работает с хлебозаводами и кондитерами по всей России. Большинство директоров недовольно своими маркетологами (если они вообще есть). В подавляющем большинстве компаний маркетинг вообще отсутствует. Я говорю не об отсутствующем отделе (порой есть сотрудники, и не один), а об определяющей функции, разумеется – увеличивать прибыль. Сколько маркетинговых служб находится "под продажами" и подчиняется коммерческому директору вместо того, чтобы быть его оппонентом? К маркетингу продолжают относиться скептически, воспринимая его как модный атрибут и неизбежное зло.

Конечно, если вы относитесь скептически к маркетингу в своем бизнесе, то можно ли относиться серьезно к маркетингу, который сам по себе является чьим-то бизнесом? Безусловно - нет. Поэтому мы зачастую сталкиваемся с недоверием.

Но давайте посмотрим чуть глубже. За таким легкомысленным отношением скрывается нежелание выходить из зоны комфорта. Руководство предприятий уверено, что пока бизнес идет – лучше в него не лезть. К чему серьезные перемены? Да прибыль снижается, но не быстро и пока все в порядке. Выведем пару новинок, возьмем нового менеджера, войдем в сеть – и все будет по прежнему замечательно… Вряд ли.

Консалтинг, по своей сути, предполагает порой нелицеприятные выводы после аудита, что уже неприятно. А собственно проект по внедрению новой коммерческой политики, ориентированной на прибыль, предполагает отказ от существующего положения вещей, порой кардинальные перемены. Практически все службы вынуждены выходить из зоны комфорта, появляется дополнительная работа. Меняются роли служб, порядок взаимодействия, ответственность…

Консалтинг предполагает: «разобраться в текущей ситуации и провести фундаментальные изменения для стратегического роста копании…». А это – всегда новое, всегда выход из зоны комфорта…

И здесь срабатывает принцип "меньше знаешь, лучше спишь". Запускать чужих людей искать проблемы у себя в бизнесе, который работает и приносит доход - этого нужно очень сильно захотеть. Для этого нужна смелость собственника и неравнодушие управленцев. Для этого нужно видение собственника на перспективу предприятия.

Иногда говорят: «Консалтинг – это слишком дорого для нас». Это не так. Сначала мне тоже казалось, что предприятие просто не хочет расставаться с деньгами – в этом и есть нежелание сотрудничать. Но это не так. Для того, чтобы начать выделять деньги на лечение, необходимо признать факт болезни. Для того, чтобы этот факт признать, надо не испугаться посмотреть во внутрь себя. Быть честным с самим собой. А это очень и очень непросто.

Ведь что, если не все так замечательно, как вам докладывают? Что, если регулярные награды на отраслевых выставках не отражают реальной ситуации? Хочется ли вам услышать о том, что ваш бизнес имеет определенные проблемы? Или то, что производимый вами ассортимент, являющийся предметом гордости, – день за днем теряет потребителей? Или то, что ваши сотрудники занимаются тем, что нужно лично им, а не предприятию? Или то, что на хлебозаводе процесс управления коммерческой службой (а значит и прибылью) отсутствует как явление? Ведь сколько таких примеров мы видим постоянно…

Не каждый хочет слышать правду о своем бизнесе, его проблемах. Еще и за свои деньги…

Беда в том, что игнорируя действительность, игнорируя свое чутьё «что-то идет не так, как надо… », можно лишь загнать себя в угол. Подавляющее большинство хлебозаводов России за последние 10 лет провели серьезное технологическое переоснащение. Теперь в «переоснащении» нуждается маркетинг и продажи. Сам бизнес нуждается в фундаментальных изменениях.

И вернемся к началу. Предвзятое отношение к консалтингу, недоверие: «Что они могут насоветовать, как они смогут разобраться в моем бизнесе лучше меня, - это разводка!» - лишь один из тревожных симптомов. А, как известно, профилактика – всегда лучше, проще, дешевле и эффективнее лечения.


Успешной работы и хороших продаж!
Ваш,
Роман Калинин
ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ
www.vatelmarketing.ru


Поделиться ссылкой:

Другие Статьи: