Почему неэффективен ваш маркетинг?

Почему неэффективен ваш маркетинг?

Почему неэффективен ваш маркетинг?
Чтобы понять, как решить проблему, Ты должен думать как проблема,  
Жить как проблема, ты сам должен  
Стать проблемой.

ЧТО ВАС РАЗДРАЖАЕТ?

Предположим, у вас есть отдел маркетинга. Хотя бы в лице одного специалиста. Как вы к нему относитесь? Если вам прямо по-человечески симпатичен ваш маркетолог, то это верный признак, что специалиста вам нужно менять. Маркетолог должен вызывать у вас легкое (а иногда даже сильное) раздражение. Почему? Потому что каждое появление маркетолога в вашем кабинете грозит новыми вопросами и проблемами. Это действительно некомфортно, т.к. в человеческой природе стремление к стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ведь так хочется прийти на работу однажды, сесть за стол, включить компьютер, открыть почту – и не увидеть проблемных писем.

Провести совещания и узнать, что все хорошо: планы выполняются, брака продукции нет, дебиторка сокращается. Прелесть! И тут в кабинет заходит маркетолог, который с горящими глазами рассказывает новую идею продукта, это в лучшем случае. Хуже, когда пришел жаловаться на качество, высокую себестоимость, или что планово-экономический неправильно разносит общехозы. И ты думаешь про себя: ну вот, опять! Это же снова искать сырье, делать выпечки, долго и нудно согласовывать рецептуры новых продуктов, убеждать отделы, внедрять новые процедуры. В глубине души (вы же хороший рациональный руководитель) вы понимаете, что это нужно и важно. Но все равно - это злит, ведь все эти вопросы надо держать в голове.

ЗАЧЕМ ВАМ НУЖЕН МАРКЕТИНГ?

Нанять хорошего маркетолога – это примерно, как встретить добрую тетю-волшебницу: технологии оценки нет, ожидания от нового сотрудника довольно призрачные, и зачем берешь – тоже не очень понятно.

И так как не знаем, что хотим, то очень часто остаемся на выходе неудовлетворенными. Потому что, прежде чем начинать какое-либо действие, надо четко для себя понять, чего ждешь в результате. Т.е. сформулировать для себя свои ожидания.

Я с течением времени всех специалистов маркетинга стала делить на три категории: шоу-мены, психологи и доктора.

Каждая категория по-своему важна.

ШОУ-МЕНЫ: их большинство – много говорят красивых слов, постоянно заняты, отлично организовывают городские праздники. Их кабинет завален макетами и полиграфией. Отдел продаж таким маркетингом жутко доволен, но реально их работа на продажах и прибыли не отражается.

ПСИХОЛОГИ: умеют заразить коллектив новой идеей, у них отличные отношения со всеми. С продажами и бухгалтерией дружат и вместе ходят в курилку. Такой маркетинг очень полезен, когда необходимо внедрить новые идеи и процессы. Психолог убедит любого, и в чем угодно. Минусом такого специалиста является то, что для него важен процесс и взаимоотношения, а не результат работы.

ВРАЧИ: для них главное определить больное место, назначить план лечения и оценить результат. Врачи методично делают то, что определено планами. План лечения будет жесткий, и «витаминками» тут не отделаться. Лечиться неприятно. Но однозначным плюсом такого маркетолога является понятный результат, выраженный в росте дохода предприятия.

Бывает, что Директор не всегда четко определяет, чего он хочет от маркетинга. Поэтому сначала берет на работу психолога – он говорит правильные слова, и мы ждем, что все сразу начнет получаться (как? Об этом мы не думаем). Проходит время, и мы разочаровываемся, т.к. ничего не происходит. Потом приходит шоу-мен – и нам кажется, что вот оно! То, чего мы ждали. Но показатели, к сожалению, не растут.

Врачей же стараются на работу не принимать. Не многие готовы откровенно рассказать о своих «болячках». А т.к. мы уже перепробовали кучу специалистов, то доверия остается немного. И ждать результата долго уже не хочется. Хотя именно врач принесет вам долгожданный результат. На такого специалиста можно свалить все проблемы и не переживать за их решение.

ИЗВЕЧНОЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Можно довериться новому маркетологу. Возможно вам повезет, и вы сразу найдете врача. Он придет и начнет наводить порядок, зачастую – силой. Но долго такие изменения не продержатся.

Поэтому:

  1. Для начала необходимо понять, что «чужие» люди компанию не переделают. Сначала необходимо измениться самим, у себя в голове. Ведь каждая компания похожа на своего хозяина. Необходимо честно осознать свои проблемные места.

  2. Укоренить в головах коллектива мысль, что требуются изменения и почему. В противном случае все ваши решения будут саботироваться.

  3. После этого ищем специалиста. Как я сказала, лучше, чтобы это сразу был врач. Это человек, перед которым вы выложите всю подноготную: после этого надо набраться терпения.

  4. Дать довольно широкие полномочия. Конечно, все решения должны проходить через вас, но максимально делегируйте вопросы и всех отправляйте в маркетинг.

  5. Не ограничивайте в контактах. Ваш маркетолог должен иметь доступ в кабинет Директора почти в любое время.

  6. Не забывайте про здравый смысл. Все, что делает маркетолог должно быть понятно и аргументированно. Для вас не должно оставаться непонятных моментов и темных пятен.

  7. Дайте и маркетингу время. Его эффективность имеет накопительный эффект. Но при этом смело говорите о том, что вы хотите видеть определенный результат в определенное время. Это первое!

  8. Смиритесь с тем, что будете испытывать двойственные чувства к своему маркетологу: вы будете одновременно им довольны и испытывать легкое раздражение от постоянной критики с его стороны. Пусть это будет неким индикатором: если двойственных чувств нет, маркетологом полностью довольны – значит что-то идет не так.

  9. Комбинируйте задачи. Делите их на долгосрочные и краткосрочные. Примером может быть: разобраться с текущем ассортиментом – это быстрая задача – результат виден через 3-6 месяцев. Новинки – долгосрочная перспектива, реальные показатели появятся минимум через полгода.

  10. ПОМНИТЕ: внедрить маркетинг - это как начать заниматься спортом: сначала эйфория от того, что ДА! Я это делаю! Но усталость наступает раньше, чем приходят физические кондиции. Вот тут самый опасный момент. Главное не сдаваться на этой стадии и продолжать тренировки. Верить, что результат будет обязательно. Он приходит очень неожиданно, как само собой разумеется, как будто по-другому и быть не могло.

В ИТОГЕ…

После первой, второй, третьей тренировки вы кроме боли и унижения ничего не чувствуете. Но потом ваше тело набирает силу, и вы идете на пробежку или в зал с удовольствием. О реальной эффективности можно говорить тогда, когда вы начинаете получать удовольствие от тренировок. Надо дождаться этого момента! В среднем за год качественный маркетинг успевает переформатировать процессы и дать ощутимый результат. Просто наберитесь немного терпения. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram - Бизнес Пища, чтобы первым узнать о событиях отрасли и обсудить их.

Другие Статьи: