Искусственное или настоящее? Что есть мясо в 2020?

Интервью для отраслевого портала Мясной Эксперт.
1. В последнее время появляется все больше новостей про «искусственное мясо», «выращенное мясо», «мясо из пробирки», «культивируемое мясо», «растительное мясо». Есть ли разница между этими понятиями, и в чем она?
– С моей точки зрения есть две глобальных категории, которые мясом не являются. Это «псевдомясо», суррогат сделанный из растительного сырья: сои, смесей, нута, маша с ароматикой мяса.
Вторая категория: субстанция, выращенная из мясных клеток. У первого продукта будет ДНК растительного сырья, у второго продукта ДНК животного сырья.
2. Что есть мясо? Какой продукт может считаться мясом, а какой – нет? Что, с вашей точки зрения, должно быть написано на его этикетке?
– Когда мы вводим в состав мясного продукта какую-либо замену мяса, то это продукт не мясной, а мясо содержащий. По такой же аналогии, как с молоком. Колбаса может быть мясная и колбаса «мясосодержащая».
А минимальный процент мяса в продукте, чтобы он оставался «мясным» - вопрос к ВНИМПу.
3. Могут ли подобные продукты не просто имитировать мясо, но и обладать такой же питательной ценностью?
– Полный набор незаменимых аминокислот содержится только в натуральном мясе. Заменить их растительным сырьем в полной мере невозможно.
4. Недавно стало известно, что ресторанные и торговые сети в России начали предлагать растительное мясо американского производителя Beyond Meat, созданное на основе горохового белка. Как вы относитесь к проекту Beyond Meat?
– Считаю, что сегодня в России это бесперспективная направление. В массовом ритейле это не будет продаваться и иметь успех. Внутри Садового кольца, в особых, авторских ресторанах – возможно….
5. По вашему мнению, будет ли пользоваться спросом растительное мясо в России, и у кого?
– Растительное мясо будет пользоваться спросом в России как сегментарный, нишевой продукт. Таким же спросом, как пользуется спросом печенье из амарантовой муки, шоколад без сахара и хлеб без глютена. У всех этих продуктов безусловно есть свои потребители. Но по отношению к общему объему потребления продукции, хлеба, молока, шоколада - доли процента. С моей точки зрения растительное мясо будет пользоваться мизерным спросом.
6. Каким должен быть подход к брендированию продукта, исходя из системы ценностей и приоритетов современного поколения?
– Нужно признать, что сегодня упаковка и ассортимент мясных продуктов аутсайдер пищевой категории. Молоко и хлеб предлагают сегодня потребителям больше разнообразия, интересной маркетинговой упаковки, информации, инновационных продуктов. Сегодня мясо переработчикам нужно задуматься о том, как формировать у своего потребителя покупательские тренды. Нужно говорить со стороны мясников про ЗОЖ, диету, осознанное потребление, рациональное потребление. Не следовать трендам, а формировать самостоятельно, как это делают молочники.
7. По вашему мнению, каковы перспективы в России альтернативного мяса (искусственного мяса или его растительной разновидности)?
– На сегодняшний день основные перспективы в зоне стартапов и венчурных инвестиций. Это товарная категория, где интересно создавать новое и инвестировать. Но я смотрю со скепсисом на то, что альтернативное мясо в ближайшем будущем займет существенную часть от общего потребления натурального мяса.
На вопросы отвечал Роман Калинин - генеральный директор отраслевого агентства ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ.