«Надо быть прямо очень осторожными»: Юрий Власенко – о ближайшем будущем молочной отрасли России Ч.1
«Все хорошо – но надолго ли?»
При прогнозировании будущего в диапазоне нескольких лет следует опираться на имеющиеся тренды «макро» и «микро». Именно эти показатели, по мнению Юрия, должны лежать в основе любого планирования. В ближайшие годы определяющую роль в молочной отрасли России будут играть реальные располагаемые доходы населения. Эксперт напомнил, что в последний год в отечественной экономике стало ощутимо больше денег, что почувствовали во всех отраслях – в пищевке наблюдается довольно быстрый рост. Но чрезмерный оптимизм в нынешней ситуации опасен для бизнеса.
«Все, вроде бы, хорошо. Но никто не может спрогнозировать, как долго это продлится. Потому что эта объявленная "экономика больших зарплат" должна на что-то опираться», - напомнил Власенко.
Зарплаты многих россиян за последние пару лет ощутимо выросли – это связано с появлением принципиально новых предложений на рынке труда, а также возобновлением и расширением промышленных производств в регионах, особенно там, где много предприятий ОПК. Все это, как отмечает Юрий, отразилось на уровне и качестве потребления россиян. Эксперт приводит в пример хорошо знакомую ему Кировскую область, где начался «бум зарплат», а люди значительно увеличили потребление мясной и молочной продукции. Но Власенко не уверен, что золотое время переработчиков молока продлится долго.
«Да, все хорошо. Но как долго это продлится, мы не понимаем. Потому что часть денег просто улетает и не возвращается. В этом смысле эти тренды большинство серьезных аналитиков, например, Сбера или "Альфы", говорят, что надо быть прямо очень осторожными. Пока все неплохо. И, вроде, 2024-й мы проживем, и можно подумать о 2025-м. Если мы живем в экономике больших зарплат, у нас доходы не падают, постепенно растут, то, с точки зрения маркетинга, должно пройти шесть-семь лет, чтобы потребитель привык к своему новому жизненному статусу», - сказал он.
Средний класс – двигатель молочки
Начиная зарабатывать больше, человек далеко не сразу переходит на новый уровень потребления. Юрий утверждает, что первые доходы уходят на обслуживание кредитов, покупку или обновление необходимых жизненных благ – и лишь через несколько лет потребитель начинает «гурманствовать», в том числе в сегменте молочных продуктов. Затем, при условии сохранения или роста доходов, потребительское поведение меняется на поддержание статуса, определять его начинают новые ценности (к примеру, ЗОЖ и погоня за долголетием). Но, как только денег становится меньше, люди моментально возвращаются в «матрицу выживания» без излишеств.
Долю населения России, которая всегда зарабатывает хорошо, Власенко оценивает в 10-12%, причем в некоторых регионах эта цифра снижается до 5-7%. Таких потребителей молочная отрасль всегда обеспечивает качественными продуктами по цене выше средней. Но более важной для развития отрасли Юрий называет основную часть населения РФ, которая должна «хотя бы в своем ощущении подтягиваться к этому статусу». Именно средний класс во всем мире является двигателем сегмента FMCG, куда входит и молочка – эти люди никогда не будут так же богаты, как финансовая элита, но они готовы не просто выживать, но наслаждаться и временами позволять себе излишества.
«Именно на этом сегмент FMCG больше и лучше всего всегда зарабатывает. Но единственный период у нас в России, когда это стабильно росло – с 2000 по 2007 год. После этого начались бесконечные провалы, кризисы, полукризисы, мировые, внутренние – двух-трех лет мы не жили без потрясений. Мы до сих пор так живем. В этом смысле FMCG, более-менее приличная молочка, например, фермерская – мы не берем сейчас питьевое молоко, – как и все, начинает выпадать», - констатирует Власенко.
Ставки сделаны
В условиях «экономики больших зарплат» возникает логичный вопрос, могут ли локальные производители воспользоваться ростом благосостояния жителей регионов и составить конкуренцию крупным федеральным переработчикам молока, для которых эффект роста доходов оказывается «размазан». Эксперт считает, что такой сценарий вполне мог бы воплотиться, если бы не одно «но»: ставка рефинансирования Банка России, поднятая до 16% для сдерживания инфляции с прицелом на целевые 4%.
«Реально-то все перегрето. Народ деньги получает, начинает их тратить, а все, на чем они их получают, не идет в воспроизводство. А внутренняя или экспортная экономика – не знаю, что она там заработала. Поэтому ставка не дает сейчас возможности расти регионалам», - сказал Власенко.
Многие молочники просто опасаются брать кредиты под 17% на расширение производства или обновление ассортимента. Юрий сослался на собственных заказчиков, которым его организация помогает в разработке стратегии. По словам аналитика, предельным уровнем переплаты по кредиту для переработчиков молока являются 10%. Ситуацию осложняют трудности с поставками импортного оборудования «с объездами части Евросоюза и всего прочего», из-за чего потребность молокозаводов в инвестициях на расширение производства доходит до 1,5-2 млрд рублей.
«Надо брать кредит под 10%, чтобы это окупить. Не знаю, кем надо стать, чтобы брать под больший процент. Потому что паритет цен у нас все равно стабильный. Средняя доходность переработчика у нас десятилетиями колеблется от 3% до 7% в молочной отрасли. Есть редчайшие единицы, зарабатывающие 10-11%, но для отрасли это считается фантастикой», - заявил он.
О будущем молочной отрасли Власенко рассказал гендиректору «Ватель Маркетинг» и продюсеру ПИЩЁВКИ3D Роману Калинину.
Познакомиться с ведущими игроками российского рынка молочки, узнать их планы и оценку ситуации, услышать больше мнений ведущих экспертов вы сможете на ПЕРВОЙ МОЛОЧНОЙ конференции Пищевки, которая пройдет 25-26 июля в Петербурге https://pischevka3d.ru/milk