О жизненном цикле компании
ЗНАКОМА СИТУАЦИЯ?
Вопрос: «Какая главная задача стоит перед отделом продаж?»
Ответ: «Главное, чтобы отдел продаж вовремя сдавал отчетность в бухгалтерию».
Вопрос: «А почему эти пряники входят в минимальную матрицу?»
Ответ: «А финансовый директор их включил, потому что у них маржа хорошая (а то, что в ларьках эти пряники продаваться не будут – мы не обсуждаем)».
Вопрос: «Какова структура KPI Отдела маркетинга?»
Ответ: «Удовлетворенность Отдела продаж работой Отдела маркетинга и удовлетворенность руководства работой Отдела маркетинга».
А разрабатывая новинку, о чем вы думаете в первую очередь: как удивить потребителя или как загрузить оборудование? А почему низкотоннажные позиции не снимаются с производства? Потому что нравятся исполнительному директору?
Ответ: «Главное, чтобы отдел продаж вовремя сдавал отчетность в бухгалтерию».
Вопрос: «А почему эти пряники входят в минимальную матрицу?»
Ответ: «А финансовый директор их включил, потому что у них маржа хорошая (а то, что в ларьках эти пряники продаваться не будут – мы не обсуждаем)».
Вопрос: «Какова структура KPI Отдела маркетинга?»
Ответ: «Удовлетворенность Отдела продаж работой Отдела маркетинга и удовлетворенность руководства работой Отдела маркетинга».
А разрабатывая новинку, о чем вы думаете в первую очередь: как удивить потребителя или как загрузить оборудование? А почему низкотоннажные позиции не снимаются с производства? Потому что нравятся исполнительному директору?
С точки зрения здравого смысла процессы переворачиваются с ног на голову. И многие понимают ненормальность происходящего, но изменить ситуацию не получается. Менеджеры, которые пытаются реорганизовать компанию в такой ситуации, обычно делают это ценой собственной карьеры. В результате организация отторгает реформаторов, даже если они приносят ощутимую пользу.
Понаблюдайте, что в вашей компании происходит с духом Предпринимательства? Часто ли сотрудники предлагают новые проекты, которые могут принести дополнительную прибыль? Обратите внимание, что в коллективе преимущественно берутся за задачи с предсказуемым результатом.
Понаблюдайте, что в вашей компании происходит с духом Предпринимательства? Часто ли сотрудники предлагают новые проекты, которые могут принести дополнительную прибыль? Обратите внимание, что в коллективе преимущественно берутся за задачи с предсказуемым результатом.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Как бы странно это не звучало, но это, в некотором смысле, нормально. Мы же не удивляемся, что с возрастом наш организм претерпевает определенные изменения? Организация – тот же живой организм. Растущие системы, люди и организации обладают большим запасом энергии, в то время как у стареющих систем энергии мало или же нет вовсе. Важно научиться определять этап жизненного цикла, на котором вы находитесь. Для живого организма это сделать просто. А как быть с организацией?
Похожая ситуация описывается в произведении Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: компания главной героини – железнодорожная монополия - приходила в упадок: количество рейсов сокращалось, составов не хватало. Но ни рядовые сотрудники, ни члены Совета директоров не хотели объективно оценивать ситуацию и только загоняли компанию в тупик. Все были уверены, что обойдется и ничего плохого не произойдет.
Похожая ситуация описывается в произведении Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: компания главной героини – железнодорожная монополия - приходила в упадок: количество рейсов сокращалось, составов не хватало. Но ни рядовые сотрудники, ни члены Совета директоров не хотели объективно оценивать ситуацию и только загоняли компанию в тупик. Все были уверены, что обойдется и ничего плохого не произойдет.
ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Если вам знакома такая компания, то вы должны понимать, что ей требуется серьезная терапия. Необходимо изменить сознание организации, изменить ее устремления, дать новые инструменты для командной работы, нужна инициация перемен. В таком коллективе необходимо пробудить дух Предпринимательства!
Возможные шаги:
- Необходимо провести стратегическую сессию, чтобы коллектив проникся новыми идеями. Зачастую тут прибегают к помощи консультантов.
- 2. Необходимо организовать рабочие встречи, на которых дать возможность коллегам быть предельно честными, не только конструктивно критиковать, но и прислушиваться друг к другу. Предположим, Отдел продаж долгое время не выполняет план дистрибьюции по новинке. Можно депремировать весь отдел, но результата в будущем это не даст. На встрече необходимо выяснить реальные причины происходящего. Может оказаться, что торговым точкам неправильно присвоены форматы из-за чего сам план был составлен некорректно. Дайте людям возможность обсудить этот вопрос открыто и вместе найти решение проблемы.
- Выберите один небольшой, но показательный проект для работы в группах из сотрудников различных специальностей и уровней иерархии. Предположим, нас не устраивает себестоимость нового батона. Обсудите два направления: оптимизацией технологического процесса займется Главный технолог, а возможность увеличения цены прайс-листа проработает Отдел маркетинга. При этом должны быть жестко установлены сроки, должно быть чувство безотлагательности процесса.
- Опасно при этом внедрять нового менеджера, пусть даже с выраженным Предпринимательским духом. Такому человеку трудно будет стать лидером в сплоченном коллективе. Желательно искать сотрудника, который комбинирует в себе функции Производства результатов и владеет отличными навыками Коммуникации.
- Затем люди увидят, что перемены возможны. А дальше будет легче. Главное усиливать и накапливать положительный эффект.
Для предотвращения старения организации необходимо запустить новый жизненный цикл до того, как начинается упадок. Периодически рекомендуется пересматривать организационную структуру. В результате таких реорганизаций должны появляться новые единицы (продукты, рынки, центры прибыли компании). Важно, чтобы эти новые единицы были довольно самостоятельны и не были бы в подчинении аристократической организации, иначе функциональное поведение аристократии задушит развитие новых направлений.